Мужи и жены молитвы/Илия

Илия продолжал молиться, пока не пришел ответ.

08/02/2017

Илия молился о покаянии Израиля. - Во времена Ахава среди галаадских гор, к востоку от Иордана, жил муж веры и молитвы, бесстрашному служению которого суждено было остановить быстрое распространение отступничества в Израиле. Живя вдали от городов и не занимая никакого видного положения, Илия Фесвитянин тем не менее приступил к своей миссии, доверяя намерению Бога указать ему путь и увенчать его старания успехом. Верой и убежденностью отличались его речи, и вся его жизнь была посвящена преобразованиям. Его голос звучал, как «глас вопиющего в пустыне», обличая грех и пытаясь преградить поток зла. Хотя он пришел к народу как обличитель греха, его весть была бальзамом галаадским для сокрушенных грехом душ, жаждущих исцеления.

Видя, что Израиль все глубже и глубже погрязает в идолопоклонстве, Илия был возмущен и испытывал жестокие душевные муки. Бог совершил великие дела для Своего народа. Он освободил израильтян из рабства и «дал им земли народов... чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:44, 45). Но добрые намерения Иеговы оказались в забвении. Вскоре неверие отдалило избранный народ от Источника его силы. Из своего уединенного жилища Илия наблюдал за всем происходящим, и его переполняло чувство скорби. С душевной болью умолял он Бога остановить некогда любимый им народ на его нечестивом пути, если понадобится, покарать израильтян, чтобы это помогло им увидеть в истинном свете отступничество от неба. Он жаждал видеть их раскаяние, прежде чем они дойдут до такого состояния, что своими беззакониями вынудят Бога уничтожить их окончательно.

Молитва Илии была услышана. Неоднократные увещевания и предостережения не привели Израиль к раскаянию. Настало время, когда Бог должен был говорить с ними на языке суда. Так как поклонники Ваала заявляли, что дары неба - роса и дождь - посылались не Иеговой, а силами природы и что земля плодоносила только благодаря творческой энергии солнца, то тяжелое проклятие Божье легло на оскверненную землю. Отступившие колена Израилевы должны были увидеть, сколь безумно ожидать земных благословений от Ваала. До тех пор, пока они не раскаются перед Богом и не признают Его Источником всех благословений, на землю не упадет ни одной капли росы или дождя (Пророки и цари, с. 119, 120).

Страх Божий постепенно исчезал в народе израильском. В среде Божьего народа можно было увидеть признаки богохульства и слепого идолопоклонства. Никто не осмеливался ставить под удар свою жизнь, открыто выступая против господствующего идолопоклонства. Повсюду встречались жертвенники Ваала и священники Ваала, приносившие жертвы солнцу, луне и звездам. Они посвящали храмы и рощи, где ставили для поклонения изделия рук человеческих. Благословения, дарованные Богом Своему народу, не вызвали в них благодарности. Все щедроты Неба, журчащие ручьи, потоки живительных вод, нежная роса, дождь, освежающий землю, земля, приносящая обильный урожай, - все приписывалось расположению их богов.

Преданная душа Илии была опечалена. В нем поднялось негодование, и он возревновал о славе Божьей. Илия видел, что Израиль впал в страшное отступление. Он был потрясен, изумлен и опечален отступлением народа, когда вспоминал великие дела, которые Бог совершил для них. Но все это было забыто большинством людей. Он ходил перед Богом и, терзаемый страданием, умолял Его, если это необходимо, спасти судами Свой народ. Он умолял Бога не посылать Его неблагодарному народу росу и дождь, сокровища неба, чтобы Израиль разуверился в том, что их идолы из золота, дерева и камня, солнце, луна и звезды, их боги могут напоить землю, удобрить ее и вызвать обильное плодоношение. Бог сказал Илии, что Он услышал его молитву. Он не пошлет Своему народу росу и дождь, пока тот не обратится к Нему в покаянии (Ревью энд Геральд, 16 сентября 1873 г.).

В течение всех долгих лет засухи и голода Илия искренно молился, чтобы Израиль обратился от идолопоклонства к живому Богу. Пророк терпеливо ждал, в то время как рука Божья тяжело придавила проклятую землю. Он видел страдания и все возрастающую нужду, его сердце разрывалось от скорби, и он страстно желал обрести силу, чтобы скорее совершить преобразования. Но Бог Сам приводил в исполнение Свой план, а все, что мог делать Его слуга, - это с верой молиться и ожидать наступления времени решительных действий (Пророки и цари, с. 133).

Илия - пример того, кто победил посредством ревностной молитвы. - Нам следует как можно чаще обращаться к Богу в личной молитве. Христос есть Лоза, а мы - ветви. Если мы хотим возрастать и цвести, нам нужно постоянно подпитываться соком и живительной энергией от живой Лозы; ибо, отсеченные от Лозы, мы не имеем силы.

Я спросила у ангела, почему в Израиле нет больше веры и силы. Он ответил: «Вы слишком поспешно отпускаете руку Господа. Настойчиво возносите свои моления к престолу и не сдавайтесь. Проявите твердую веру, ибо обетования непреложны. Верьте, что получите просимое, и будет вам». Затем мне было указано на Илию. Он был подвержен тем же страстям, что и мы, но, искренне молясь, он верой переносил все испытания. Семь раз он молился Господу, пока наконец на горизонте не показалось облако. Я видела, что мы усомнились в неизменных обетованиях и ранили Спасителя своим неверием. Ангел сказал: «Облекитесь во всеоружие Божие, а паче всего возьмите щит веры, и он оградит сердце и саму жизнь вашу от раскаленных стрел лукавого». Если врагу удастся заставить нас в отчаянии отвести взор от Иисуса и обратить его только на себя и на свое недостоинство, вместо того чтобы сосредоточиться на достоинствах Иисуса, Его заслугах, Его любви и Его великой милости, враг отнимет наш щит веры и добьется своего, а мы подвергнемся его жестоким искушениям. Поэтому немощные должны взирать только на Иисуса и верить в Него; лишь так они разовьют веру (Ранние произведения, с. 73).

Вестники Божьи должны стремиться пребывать с Ним, если желают иметь успех в своей работе. Рассказывают об одной старой женщине из Ланкашира, которая слушала, как ее соседи пытаются объяснить, отчего их служитель работает столь успешно. Они говорили о его одаренности, о его манере говорить, о его поведении. «Нет, - сказала старушка, - я скажу вам, в чем дело. Человек, о котором вы говорите, близок к Всевышнему».

Когда люди посвящены, подобно Илии, и когда они имеют такую же веру, какую имел он, Бог открывает Себя, как Он открыл Себя Илии. Когда человек просит Господа, подобно Иакову, результат будет такой же, как и у Иакова. Сила снизойдет от Бога в ответ на молитву веры (Служители Евангелия, с. 255).

На молитву Илии на горе Кармил был ответ. - Напоминая народу об их долгом отступничестве, которое вызвало гнев Иеговы, Илия призвал народ смирить свои сердца и обратиться к Богу их отцов, чтобы лежащее на Израиле проклятие было снято. Затем, благоговейно склонившись перед Незримым Богом, он поднял руку к небу и произнес простую молитву. Вааловы пророки вопили, неистовствовали, скакали с раннего утра до вечера, но когда молился Илия, ни один безумный крик не нарушил безмолвия кармильских вершин. Он молился, зная, что Бог наблюдает за всем и слышит его молитву. Вааловы пророки молились бессвязно и неистово. Илия же молился просто и горячо, прося Бога показать Свое могущество над Ваалом и тем самым обратить Израиль к Себе.

«Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! - молился пророк. Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе».

Воцарилась грозная тишина. Священники Ваала дрожали от ужаса. Сознавая свою вину, они ждали немедленного возмездия.

Как только Илия окончил молиться, огонь, подобный сверкающим стрелам молнии, сошел с неба на восстановленный жертвенник, пожрал жертву, поглотил воду во рве и сжег даже камни жертвенника. Яркое пламя огня осветило всю гору, ослепляя присутствующих. Люди, стоявшие внизу и тревожно следившие за всем происходящим наверху, отчетливо видели нисходящий огонь и были страшно поражены. Это напомнило им огненный столп, который отделил израильский народ от египетского войска на Красном море (Пророки и цари, с. 152, 153).

Илия в молитве веры просил об исполнении Божьих обетовании. - После расправы над пророками Ваала открылся путь для великих духовных преобразований среди десяти израильских колен северного царства. Илия указал народу на его отступничество и призвал смирить сердца и обратиться к Господу. Суды Божьи исполнились над израильтянами, они раскаялись в своих грехах, признали Бога своих отцов как живого Бога, и теперь проклятие неба снималось с них, и, как раньше, все благословения возвращались к ним. Земля должна была освежиться дождем. «Пойди, ешь и пей, - сказал Илия Ахаву, - ибо слышен шум дождя». Затем пророк пошел на вершину горы, чтобы помолиться.

Илия так уверенно приказал Ахаву приготовиться к дождю не потому, что были внешние признаки его приближения. Ни одного облачка не видел пророк, ни один раскат грома не нарушил спокойствия неба. Он просто сказал то, что внушил ему произнести Дух Божий в ответ на его сильную веру. На протяжении всего дня он неотступно следовал воле Господа и тем самым проявил беспредельное доверие к пророчеству Божьего Слова. Теперь же, сделав все, что было в его силах, он знал, что небо изольет на землю обещанные благословения. Тот Бог, Который послал засуху, обещал обильный дождь как награду за раскаяние, и теперь Илия ждал обещанного. Смиренно склонившись и положив «лицо свое между коленами», он просил за обратившийся Израиль.

Снова и снова посылал Илия своего слугу посмотреть с вершины горы на Средиземное море, не появилось ли там знамение, указывающее на то, что Бог услышал его молитву. Но каждый раз слуга возвращался со словами: «Ничего нет». Пророк не терял терпения и веры, но продолжал искренно молить Бога. Шесть раз возвращался слуга, чтобы сказать о том, что на багровом небе не видно никаких признаков дождя. Не утративший мужества, Илия послал слугу еще раз, и тот возвратился со словами: «Небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую».

Этого было достаточно. Илия не ждал, чтобы все небо покрылось тучами. Он твердо верил, что маленькое облако принесет сильный дождь, и поступил согласно своей вере, немедленно послав к Ахаву слугу со словами: «Запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь».

Только потому, что Илия имел такую великую веру, Бог мог использовать его в этот тяжелый для Израиля момент. Когда он молился, его вера возрастала. Он полагался на обетования Неба и не прекращал молиться, пока не получил ответа. Не ожидая неоспоримого доказательства того, что Господь услышал его, он готов был довериться малейшему признаку Божественной милости. Поэтому то, что мог сделать Илия с помощью Бога, могут сделать и все на своем поле деятельности на ниве Божьей, ибо о пророке с галаадских гор написано: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17).

В подобной вере нуждается мир сегодня - в вере, которая покоится на обетованиях Божьего Слова и не отступает до тех пор, пока Небо не услышит молитву. Подобная вера тесно объединяет нас с небом и дает силы стойко сражаться с силами тьмы. Верой дети Божьи «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33, 34). Через веру должны мы сегодня достичь вершин, которые Бог предназначил нам. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23).

Молитва без веры не достигает Господа. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (Евр. 11:6; 1 Ин. 5:14, 15). С настойчивой верой Иакова, с неотступным упорством Илии мы можем посылать наши просьбы к Отцу, прося обо всем, что Он обещал. Честь Его престола зависит от исполнения Его слова (Пророки и цари, с. 155-158).

Илия продолжал молиться, пока не пришел ответ. - Опыт Илии является для нас важным уроком. Его вера была испытана, когда он возносил молитву о дожде на горе Кармил, но он продолжал взывать к Богу. Шесть раз он возносил пламенные молитвы, однако никакого признака, что его молитвы услышаны, видно не было, но Илия был настойчив, взывая к престолу благодати. Если бы он впал в разочарование в шестой раз, на его молитву действительно не пришло бы ответа, но он просил, пока ответ не пришел. У нас есть Бог, уши Которого не закрыты для наших просьб, и если мы положимся на Его Слово, Он почтит нашу веру. Он желает, чтобы все Его устремления стали нашими устремлениями, и тогда Он сможет смело благословить нас; поскольку мы не припишем славу себе, когда получим благословение, но воздадим всю хвалу Богу. Бог не всегда отвечает на наши молитвы с первого раза; если бы Он делал так, то мы считали бы, что имеем полное право на все благословения и милости, ниспосылаемые Им. И вместо того, чтобы исследовать наши сердца и увидеть, нет ли какого зла или греха, лелеемого нами, мы стали бы беспечными и не сознавали нашей зависимости от Него и своей нужды в Его помощи. Илия смирял себя, пока не достиг такого состояния, когда он не приписывал славу себе. Господь услышит молитву, если мы будем воздавать Ему хвалу. Привычка приписывать славу людям приводит к великому злу. Один восхваляет другого, и люди склонны считать, что слава и честь принадлежат им. Возвышая человека, вы ставите сеть его душе и тем самым угождаете сатане. Вы должны славить Бога всем вашим сердцем, душой, силой, разумом, крепостью, ибо только Бог достоин прославления (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1034, 1035).

Слуга видел, что Илия молился. Шесть раз он возвращался и говорил: нет никакого признака дождя. Но пророк не впал в отчаяние. Он продолжал исследовать свою жизнь, чтобы видеть, не обесславил ли он чем-либо Бога. Он исповедовал свои грехи и продолжал сокрушать свою душу перед Богом, наблюдая в то же время, нет ли признака того, что на его молитву получен ответ. Когда он заглядывал в свое сердце, то, казалось, становился все хуже и хуже как в собственных глазах, так и в глазах Бога. Ему казалось, что он был ничем, а Бог всем, и когда он достиг полного самоотречения и ухватился за Спасителя как за его единственную силу и праведность, ответ пришел (Ревью энд Геральд, 26 мая 1891 г.).

Вернуться к Семинары